12.01.2022
Гидромолоты – тип навесного оборудования экскаватора. Они используются для строительных, демонтажных, карьерных и других видов задач, а также для трамбования грунта и разрушения материала. Гидромолоты применяются не только на экскаваторах, но также и на других гидрифицированных машинах (КМУ, погрузчики) при условии соответствия массы, грузоподъемности с требуемыми показателями гидравлической жидкости (расхода и давления).
Температурный режим, допустимый для работы гидравлического молота, составляет от -40 до +40 градусов С.
Правилами эксплуатации также предусмотрено, что оператору нельзя выходить из машины и открывать лобовое стекло во время работы гидравлического молота.
Монтаж гидравлическорго молота
Монтаж молота производится только на чистой горизонтальной поверхности. После снятия другого навесного оборудования с рукояти машины-носителя соедините отверстия для пальцев между рукоятью и переходной плитой гидромолота. Затем вставьте туда пальцы: сначала палец рукояти, потом палец тяги. Монтаж и демонтаж оборудования следует проводить только после сброса высокого давления жидкости в гидросистеме базовой машины. После этого можно подключать молот к гидросистеме с помощью рукавов высокого давления (РВД) и открывать запорные клапаны, чтобы пустить рабочую жидкость в сменное оборудование. Затем включите двигатель и разогрейте гидравлическую систему машины в течение пяти минут для питания гидромолота. Сейчас можно работать!
Демонтаж гидромолота
Демонтаж производится в обратном порядке. Установите молот на чистой горизонтальной поверхности (например, на деревянных брусьях). Заблокируйте тормоз и остановите двигатель экскаватора. Закройте запорные краны и отсоедините от них РВД. Вместо запорных кранов у вас могут быть установлены быстроразрывные соединения (БРС). Тогда разъедините их и убедитесь, что не происходит утечек гидравлической жидкости. Заглушите рукава высокого давления. Демонтируйте пальцы из рукояти и тяги рабочего оборудования машины. Достаньте рукоять из переходной плиты гидромолота. Для безопасного применения гидравлических молотов требуется каждые три часа смазывать рабочий инструмент, проверять температуру гидравлического масла, прочной соединения гидромолота с рабочим оборудованием машины, а также РВД, трубопроводы и их соединения. Для правильной эксплуатации гидромолота необходимо ежедневно удалять задиры с рабочих инструментов (пика, клин, трамбовка) и их стопорных пальцев. Также нужно проверять максимальное давление в пневмокамере гидромолота и затяжку болтов на переходной плите. Для продления срока эксплуатации руководством устанавливаются правила для еженедельного контроля. Проверка зазора между нижней втулкой и пикой. Проверка состояния сменных инструментов и рукавов высокого давления. Проверка затяжки шпилек гидромолота, которые соединяют ударный блок. Осмотр буферов и их замена при плохом техническом состоянии. Срок службы гидромолота не будет сокращаться, если каждые 1000 моточасов (или один раз в 6 месяцев) проводить профилактический осмотр оборудования в сертифицированном сервисном центре. Также важно проверять состояние линии гидросистемы экскаватора на наличие повреждений и стопорных пальцев, в том числе пружинных штифтов, пальцев инструмента, втулок, стяжных болтов корпуса и щек.
Техническое обслуживание
Изготовители гидромолотов устанавливают правила для ежегодного технического обслуживания: проверка всех уплотнений, болтовых соединений, диафрагмы, а также проверка обеих втулок и бойка. Рекомендуется заменить оба демпфера и стяжные шпильки, поскольку на них приходится большая нагрузка на растяжение в процессе эксплуатации молота. Выход из строя одной шпильки ударного блока не будет заметен оператору, а значит не будут приняты меры по ее замене. При выходе из строя второй шпильки происходит смещение оси движения поршня. Как следствие, задиры на бойке, на цилиндре, неравномерная нагрузка на инструмент – и капитальный ремонт гидромолота, который по стоимости может приближаться к 50% от цены нового оборудования.
Гидравлическое масло
Гидравлическое масло, которое циркулирует в гидравлической системе экскаватора, работает и внутри гидромолота. Но температура там намного выше, чем при обычной экскавации грунта. Поэтому для гидросистемы машины правильным будет выбрать гидравлическое масло с оптимальными показателями вязкости. При высоких температурах вязкость масла падает и меняются его смазывающие характеристики (повышенный износ деталей). Это отрицательно сказывается на работе сменного органа и всей гидросистемы в целом: могут возникать внутренние утечки, повреждаться уплотнения.
При слишком высокой вязкости обычно бывает затруднен запуск оборудования, замедлена и неустойчива его работа, возможно залипание золотника в гидрораспределителе и повреждение гидроузлов, если масляный фильтр загрязнен. Но если гидромолот работает постоянно, параметры вязкости во всей системе нормализуются, без скачков температур. Оптимальная вязкость гидравлического масла находится в промежутке 20-40 сСт. Она не должна превышать 1000 сСт и быть меньше 15 сСт. Оптимальная температура масла составляет от 40 до 60 градусов С (при условии непрерывного использования молота). Она не должна превышать 80 градусов С.
К жидкостям, которые применяются в гидросистеме базовой машины, предъявляются высокие требования по чистоте. Это обусловлено особенностями в конструкциях гидромолота и гидроузлов самой машины. Высокие скорости движения деталей внутри них позволяют использовать только чистое масло. В противном случае абразивные частицы, содержащиеся в масле, приведут к задирам на поверхности бойка и цилиндра, а значит к течи гидравлической жидкости со стороны пики и нижней втулки. В этом случае диагностика гидромолота покажет необходимость замены бойка, уплотнений и шлифовки цилиндра, то есть дорогостоящий ремонт. Чистота гидравлического масла должна быть не ниже 14 класса, иначе гидромолот может быть снят с гарантии. Все вышеперечисленные условия являются необходимыми требованиями и правилами эксплуатации гидравлических молотов. При их соблюдении оборудование прослужит вам дольше, с высокой производительностью.